Установка сабвуферов Audison Thesis TH 10 Basso

в передние двери кроссовера Lexus RX II

Доброго времени суток дорогой читатель!  Поскольку на drive2 не выходит много фотографий разместить в один пост, да и сайт давно не продвигал свой, поведаю здесь о процессе проектирования и изготовления корпусов под сабвуферы (стелсов)  в передние двери автомобиля Lexus RX II

На предыдущем автомобиле ( Lancer X)  у меня в дверях были установлены мидбасы Audison thesis TH 6.5 sax . Сначала они пару недель отъездили просто в хорошо подготовленной и усиленной профилями и ребрами жесткости двери, потом я решился сделать более подходящий для них тип оформления – закрытый ящик. Стало значительно лучше, ( у ЗЯ были сделаны еще разные довороты динамиков). Вот ссылка на них. Так я отъездил весь соревновательный сезон  ( посещая соревнования по автозвуку формата АМТ), и всё не мог понять – почему пара мидбасов, которые стоят кучу денег, при установке в ЗЯ имеют такие странные характеристики? Либо результирующая добротность низкая, но резонансная частота в пределах нормы для мидбаса (qtc= 0,5 , fс = 80, при 10 литрах), либо при баттервортовской добротности резонансная частота больше сотни герц (qtc= 0,7 , fс =112 при 7 литрах).

Ответить на этот вопрос помог другой тип акустического оформления — фазоинвертор. Да и «паспортные данные» динамиков подразумевали именно этот тип акустического оформления. В тонкости вдаваться не буду, но я долго не принимал ФИ как вид акустического оформления для системы с претензией на качество звучания. А зря! Спасибо друзьям из Кирова ( Алексею Марихину и Олегу Кузьмину) за то, что помогли вникнуть.

Это было вступление ,  настало время изготовления ящиков в двери в следующем автомобиле, и примерив 16см мидбас на обшивку лексуса я чуть не потерял его, он смотрелся как среднечастотник: маленький , и не вяжущийся в пропорции двери.

НУ что ж, стал думать как обыграть этот размер , увеличенный гриль, рамочки.

Тем временем,  начал распиливать обшивку двери, и готовить максимально возможное место под объем, внутри двери, чтобы была сохранена жесткость конструкции и функциональность стеклоподъемника:

Tюнинг студия ON-style
Снял обшивку двери
Tюнинг студия ON-style
Снял динамик и плёнку
Tюнинг студия ON-style
Вырезал нижнюю часть металла двери
Tюнинг студия ON-style
Уточнил верхний край

Вырезав лишний металл, установил поперечную балку ( уголок 20*20, алюминий), который будет нести роль крепления корпуса сабвуфера, и заодно будет держать болтающийся мотор стеклоподъемника.

Tюнинг студия ON-style
Установка поперечины

Знание сопромата, опыт в автозвуке, здравый смысл, и принцип разумной достаточности подсказали мне, что этого будет достаточно. От прогиба защитит жесткость самого ящика, замыкая кинематическую силовую цепочку.

Дальше, глядя на глубину двери,  примерно прикинув, что грязными тут можно набрать около 20 литров, достал из своих закромов сабвуферы  Audison Thesis TH 10 Basso

примерил:

Tюнинг студия ON-style
Примерка сабвуфера
Tюнинг студия ON-style
Вылет сабвуфера

Торчит, конечно сильно, расстроился, закрыл дверь,

Tюнинг студия ON-style
Примерка сабвуфера
Tюнинг студия ON-style
Примерка сабвуфера

А вот в салоне смотрится вполне к месту. ноге не мешает, справа даже бардачок открывался, за накладку порога сабвуфер не заходил.

Ну что ж! решено! Буду делать ЗЯ для саба! ( какой уж тут фи в 20 литрах, для 10″ саба то!)

Примеряем кольцо на обшивку:

Tюнинг студия ON-style
Примерка опорного кольца

Пропорции отличные…  думаю о дизайне – делаю набросок.

Tюнинг студия ON-style
Эскиз. начало.

Да-да! именно так неуклюже выглядит первое проецирование поих мыслей на картонку =))))

После беру в руки линейку, рисую второй раз….

Tюнинг студия ON-style
Эскиз. продолжение

Уже лучше =) Не так ли?

Итак, эскиз готов! Возвращаюсь к двери, начинаю обдумывать – что делать с глубиной, чтобы стекло не мешало?! Нахожу между стеклом и усилителем двери ( поперечная труба) зазор , в который проходили пальцы моей руки. Вот оно! Высверливаю крепления направляющих стеклоподъёмника, и сдвигаю их к внешней части двери примерно на полтора сантиметра. До усилителя двери осталось милиметров 5-10 (как ни как — дополнительный объём не помешает).

Выпиливаем обшивку, смотрим сколько имеем глубины:

Tюнинг студия ON-style

Обшивку в расход!

Tюнинг студия ON-style
Распил обшивки двери
Tюнинг студия ON-style
Примерка обшивки двери

Работать можно! Глубина есть!  Выпиливаю фронтальную стенку!

Кстати,  принципиально было решение – чтобы ящик крепился на двери, а обшивка надевалась сверху, при посадке с гарантированным зазором, заполненным маделином.  Виброразвязка, и все эти вещи =)

Tюнинг студия ON-style
Примерка фронтальной стенки

и теперь с сабом:

 

Tюнинг студия ON-style
Первая примерка динамика

Красота? пока нет =)

Сабвуфер влез,  можно начинать собирать внутренний объем. Линейные участки выкладывал из фанеры 12мм.  при изготовлении стелсов в крылья делаем точно так же..

Tюнинг студия ON-style
Макетирование объёма
Tюнинг студия ON-style
Макетирование объёма

прикручиваем фронтальную стенку:

Tюнинг студия ON-style
Примерка фронтальной стенки

измеряем получившуюся глубину:

Tюнинг студия ON-style
Примерка посадочной глубины

16 см! не плохо!

Далее достаем всю эту конструкцию из  двери и примеряем саб:

Tюнинг студия ON-style
Примерка сабвуфера

до задней стенки два пальца:

Tюнинг студия ON-style
Примерка сабвуфера

Красоту с сабвуфера снял, для уменьшения веса  и увеличения полезного объёма =) сабвуфер остался в неглиже (Обнажённый и не такой пафосный)

Tюнинг студия ON-style
Примерка сабвуфера

Общий вид,  радости нет предела! Но…  увы и ах! Новость – хуже некуда. Случилось то, о чём никто раньше и не подозревал. Нужно делать еще и правую дверь. Причем симметрично.  Печаль , беда, лобзик, фанера, термоклей:

Tюнинг студия ON-style
Повторяем второй раз, зеркально
Tюнинг студия ON-style
Обводка стеклоподъёмника

На этом фото видно как я обхожу стеклоподъёмник.

Tюнинг студия ON-style
Зазор до механизма стеклоподъёмника
Tюнинг студия ON-style
Второй ящик готов

Вырезы под стеклоподъёмник тоже:

Tюнинг студия ON-style
Обход механизма стеклоподъёмника

Теперь общий вид  (начинаем заливать стеклопластиком получившуюся конструкцию):

Tюнинг студия ON-style
Общий вид
Tюнинг студия ON-style
Общий вид. Обратная сторона
Tюнинг студия ON-style
После укрепления стеклопластиком
Tюнинг студия ON-style
Зашпатлёваны спорные моменты

А потом я призадумался – а сколько всё же литров будет впору этому сабвуферу?! И еще раз изучив технические характеристики… Как вы думаете, что я там нашёл? Правильно! Ситуация один в один как с мидбасами – низкая добротность, высокая резонансная частота. Рассчитав объём в программах математического моделирования ( такой как JBL speakershop), прикинул все возможные варианты. Каково же было моё удивление, когда на второй страничке мануала производитель рекомендует фазоинверторный корпус! 17 литров объёма с трубой в 3″! Бинго! Стал думать, где и как красиво расположить порт.

Придумал как то так:

Tюнинг студия ON-style
Проектирование расположения порта ФИ
Tюнинг студия ON-style
Отверстие 3″ под порт ФИ

Лично проверил влезет ли порт вовнутрь:

Tюнинг студия ON-style
Тонкости проектирования и контроля! полное погружение в работу!

После того, когда меня  достали  из ящика, я радостно сообщил что труба 3″ влезет, длиной  30 – 35 сантиметров.

Следующий этап –  изготовление крепления. ( перед тем как распилить сабвуфер на обшивку и короб – необходимо сделать крепление, чтобы зафиксировать его положение навсегда, а не ловить потом и не подгонять).

Tюнинг студия ON-style
Установка креплений

Сделал вот такие двойные кронштейны – всё на болтах. Три сверху, и один сбоку – для предотвращения качения.

Tюнинг студия ON-style
Установка креплений
Tюнинг студия ON-style
Крепления корпуса сабвуфера
Tюнинг студия ON-style
Крепление крепления корпуса сабвуфера

внутри по 2 гайки, чтобы не разболталось от вибрации.

Tюнинг студия ON-style
Крепление крепления корпуса сабвуфера

Сабвуфер почти готов=) Как же сильно вы ошибаетесь, думая что это так=)

Tюнинг студия ON-style
Общий вид

Делаем закладные гайки для крепления динамика:

Tюнинг студия ON-style
Установка закладных гаек

Примерка короба на месте:

Tюнинг студия ON-style
Примерка ящика на двери

Подключил, послушал. Ничего не понял. Снял доделывать. Сзади был полный бортик воды. Сделал дренаж. Всю фанеру снова залил смолой.

Tюнинг студия ON-style
Сушка пропитанных смолой ящиков

итак, первые отделочные шаги:

Tюнинг студия ON-style
Отделка шпатлевкой
Tюнинг студия ON-style
Вес ящика

Контрольное взвешивание: 7кг.  Далее масса корпуса не изменился. (Что- то сточилось наждачкой, что- то обтянулось.)

Масса сабвуфера тоже  около 7 кг :

Tюнинг студия ON-style
Вес сабвуфера

Снова общий вид сабвуфера

Tюнинг студия ON-style
Общий вид
Tюнинг студия ON-style
Общий вид

снова примерка:

Tюнинг студия ON-style
Примерка

Не плохо! Теперь надо подумать о том, из чего делать порт. На рынках АЗ не нашёл подходящего готового порта, а вот рекламщики выдали мне  трубу из под виниловой пленки – как раз необходимого диаметра. Осталось только согнуть…

Напилил кривых колечек, составил пазл, залил смолой:

Tюнинг студия ON-style
Изготовление порта
Tюнинг студия ON-style
Внутренний раструб – крепление порта

 

 

Tюнинг студия ON-style
Подготовка к просмаливанию

Кто – то сказал мне: сколько же скотча ты выкинул, чтобы напилить колечек. И правда =) Я не подумал что скотч имеет такой же диаметр =)

Tюнинг студия ON-style
Внутренний вид порта
Tюнинг студия ON-style
Порт залит смолой

Для обработки внутренних поверхностей был найден специально обученный слесарь-гинеколог с безсуставными конечностями.

Tюнинг студия ON-style
Слесарь – гинеколог

И как обчыно снова неприятность! нужно сделать две трубы!

Tюнинг студия ON-style
Второй порт

Дальше смотрим что наделали: герметизируем ящик скотчем, подключаем сабвуфер к приборам и начинаем измерения:

Tюнинг студия ON-style
Тестовая герметизация корпуса сабвуфера
Tюнинг студия ON-style
График импеданса от частоты

По приборам видим, что короба вышли одинаковые, настройка около 42-43 герц ( ну что ж, почти столько, сколько хотел). Резонансная частота динамика – 83 герца. Можно выдохнуть и заняться обшивкой. Выставляем зазоры и сращиваем отпиленный кусок фронтальной стенки с обшивкой:

Tюнинг студия ON-style
Выставление обшивки
Tюнинг студия ON-style
Макетирование обшивки
Tюнинг студия ON-style
Макетирование обшивки
Tюнинг студия ON-style
Примерка обшивки на двери

Tюнинг студия ON-style

ЕЩЕ и ВТОРАЯ!!!!  Компонуем декоративные элементы:

Tюнинг студия ON-style
Компоновка декоративных элементов
Tюнинг студия ON-style
Компоновка декоративных элементов

И снова и снова эта боль – вторая сторона!!!

Tюнинг студия ON-style
ПРАВАЯ! хорошо что их не три!

Следующим этапом  стал думать о том, как обтянуть порт фазоинвертора, ведь если я буду затягивать в него винил – выглядеть это будет как анус афро-американской порно-актрисы. Значит нужно делать фланец! Сказано – сделано:

Tюнинг студия ON-style
Изготовление фланца порта ФИ
Tюнинг студия ON-style
Изготовление фланца порта ФИ
Tюнинг студия ON-style
Фланец порта ФИ
Tюнинг студия ON-style
Фланец порта ФИ, примерка декора
Tюнинг студия ON-style
Подготовка к отделке порта ФИ
Tюнинг студия ON-style
Порт ФИ
Tюнинг студия ON-style
Примерка заготовки под логотип и полоски подсветки

примерка декоративного световода  и заготовки под логотип.

Tюнинг студия ON-style
Блин! опять двадцать пять, второй порт!

и снова вторая сторона!!!!!!

примерка уже с логотипом:

Tюнинг студия ON-style
Финишная примерка

Гриль мне на блюзе никто продавать не захотел, пришлось пилить из дерева:

Tюнинг студия ON-style
Здесь будет гриль!

а дальше долгожданная обтяжка, покраска и сборка:

Tюнинг студия ON-style
Обтяжка фронтальной стенки
Тюнинг студия On-style
Демпфирование портов
Тюнинг студия On-style
Наполнение стенок синтепоном
Тюнинг студия On-style
Утепление порта. холодно у нас зимой.

Сборка двух половинок на полиуретановый герметик:

Тюнинг студия On-style
Нанесение герметика

Покраска фланца и грилей на сч, вч в свежий серый цвет лексуса Toyota 9H1 (матовый)

Тюнинг студия On-style
Покраска фланцев портов ФИ и грилей

проверяем настройку после сборки:

Тюнинг студия On-style
Снова измерения импеданса от частоты.

Ого, кажется настройка понизилась! Увеличим интересующий нас участок:

Тюнинг студия On-style
Настройка порта. детально.

Настройка получилась около 38 герц! Замечательно! Не знаю точно – что именно сбило настройку на 4-5 герц, синтепона внутри было столько же… раструбы стояли те же…

Дальше подгонка обшивки к обтянутому ящику:

Тюнинг студия On-style
подгонка обшивки, выведение зазоров

Обтяжка обшивки биэластиком,  ручки  натуральной кожей, покраска мелких деталей, подключение и проверка всех подсветок:

Тюнинг студия On-style
Обтянутая кожей ручка
Тюнинг студия On-style
Обтянутая обшивка на месте
Тюнинг студия On-style
Замыкающий элемент – подгонка декоративной вставки
Тюнинг студия On-style
Подсветка ночью режет глаз. отлично =)))
Тюнинг студия On-style
всё, что касается ящиков – готово!

Ну и наконец для полностью законченного вида – обтяжка подоконника в черную алькантару, и вставки в тёмно-серую ( под потолок и стойки)

Тюнинг студия On-style
Обтяжка оставшийся части двери в алькантару
Тюнинг студия On-style
Общий готовый вид

И в завершение проекта дверей – конечно же фотосессия!

Молодцы, что дочитали и досмотрели до конца! Надеюсь не зря трудился и фотографировал каждый этап. Возможно, кто- то что- то для себя узнал нового. Всё делалось одними руками, без какого либо специального инструмента.

Audison Thesis TH 10 Basso
Audison Thesis TH 10 Basso
Audison Thesis TH 10 Basso
Audison Thesis TH 10 Basso
Audison Thesis TH 10 Basso
Audison Thesis TH 10 Basso

 

 

Audison Thesis TH 10 Basso
Audison Thesis TH 10 Basso
Audison Thesis TH 10 Basso
Audison Thesis TH 10 Basso
Audison Thesis TH 10 Basso
Audison Thesis TH 10 Basso
Audison Thesis TH 10 Basso
Audison Thesis TH 10 Basso
Audison Thesis TH 10 Basso
Audison Thesis TH 10 Basso
Audison Thesis TH 10 Basso
Audison Thesis TH 10 Basso
Audison Thesis TH 10 Basso
Audison Thesis TH 10 Basso
Audison Thesis TH 10 Basso
Audison Thesis TH 10 Basso
Audison Thesis TH 10 Basso
Audison Thesis TH 10 Basso
Audison Thesis
Audison Thesis
Audison Thesis
Audison Thesis